Художественный паркет в России: возрождение Искусства

Художественный паркет представляет собой образец декоративно-прикладного искусства, главная особенность которого заключена не в механическом повторении того или иного рисунка, а в креативной направленности рожденного им изображения. Термин «художественный паркет» применим только к такому модульному паркету, который состоит из разных пород древесины и представляет собой цельную художественную композицию, образующую авторский рисунок. Таким образом, основные принципы художественного паркета - это модульность, индивидуальность, разнообразие сортов и цветов используемой древесины.

В Россию художественный паркет как вид искусства пришел вместе с другими нововведениями Петра I. Переняв в европейских дворцах уникальную парковую культуру, император захотел видеть в своих дворцах и «живопись деревом». С тех пор было создано множество прекраснейших паркетных картин. В частности, лучшими образцами художественного паркета XVIII века считаются напольное покрытие Останкинского дворца в Москве и Китайского дворца, расположенного в Ломоносове. Ценнейший художественный паркет XIX века - паркетные полы Зимнего дворца в Санкт-Петербурге (ныне - Государственный русский музей).

Настоящие произведения искусства, выраженные в паркете, создавались годами. Отдельные образцы эпохи расцвета технологии художественного паркета - XVIII века - изготовлены из элементов десятков различных пород дерева. Напольное покрытие, по которому до сих пор восхищенные люди передвигаются лишь затаив дыхание, состоит не только из произраставших в России деревьев, но и привезенных издалека оливкового, сандалового, палисандрового, эбенового дерева, кипариса и самшита. Дизайн паркета разрабатывался лучшими художниками своего времени и сохранился в веках. К примеру, звездный паркет в усадьбах графа Шереметьева дал название типу укладки паркета «шереметьевская звезда» и используется по сей день.

Еще недавно художественный паркет можно было встретить лишь в музеях или сохранившихся в нашей стране архитектурных памятниках - дворцах, усадьбах, поместьях. Как и любой другой вид искусства, создание художественного паркета переживало периоды взлета и упадка. И после «звездного» XVIII века неуклонно развивающийся прогресс XIX века, как это ни парадоксально, не сделал художественный паркет доступным, а, напротив, лишил мастеров-краснодеревщиков работы: массово выпускаемый фабричным способом паркет обходился в десятки раз дешевле изготовленного вручную. Революция 1917 года и последующее течение истории России поставило жирную точку на истории развития художественного паркета. Более века искусство создания уникальных композиций из паркета находилось в загоне. Некоторое послабление в отношении «живописи деревом» было сделано лишь в 60-е гг. ХХ века, когда начали строить высотные дома представительского класса, однако это были скорее единичные акции, которые не могут считаться возрождением ремесла.

И лишь в самом конце ХХ века искусство создания дворцового паркета начало возрождаться. Появилось новое поколение талантливых мастеров-краснодеревщиков, деятельность которых была направлена сначала на восстановление и реставрацию уже имеющихся исторических образцов уникального паркета. Хотя и не все секреты прежних мастеров могут быть раскрыты заново, однако на помощь сегодняшним повелителям древесины приходят новейшие технологии. Сегодня художественный паркет изготавливается при помощи компьютерных программ и лазеров, что позволяет не только ускорить процесс изготовления художественного паркета, занимавшего раньше годы, но и обеспечить идеальное прилегание отдельных составляющих рисунка друг к другу. Это гарантирует вашему паркету долгую и беспроблемную жизнь. Но укладка паркета даже в наше время остается чрезвычайно кропотливым и покоряющимся лишь единицам настоящих мастеров делом.

Похожие статьи: